Самопознание

человеческий потенциал безграничен


  • Список книг для детей

  • 11. ДВЕ МАМЫ – «ДВЕ КРЕПОСТИ».

  • Конференция "Актуальные проблемы политического восприятия России".
    17-19 ноября 2009 г. Москва. МГУ. Кафедра Социологии и психологии политики.

    Коновалова М.А. Всеобщий характер ценностей и образ России.

    Ценности выполняют в человеческом сообществе цементирующую роль, они позволяют людям с разными жизненными целями и интересами строить свои отношения на основе сотрудничества, а не конфронтации. Ценности реализуются в поведении, которое понятно и предсказуемо в случае совпадения ценностей, или таит угрозу в случае несовпадения. Декларация несоответствия систем ценностей, автоматически делает невозможным сотрудничество носителей этих систем. Невозможно продуктивное сотрудничество уголовника и офицера, людоеда и фермера, если только каждый из них строит свое поведение на основе своей системы ценностей, ущербной, или полноценной. Когда мы соглашаемся с идеей некоего отличия российских ценностей от западных, мы поддаемся на политическую провокацию и ставим себя под удар, так как, невольно, признаем, тем самым, ущербность своей системы ценностей. Необходимо осознать, что само понятие ценностей подразумевает их «общечеловечность» – ценности могут быть только общими, или это вовсе не ценности.
    Конфликт ценностей, который якобы присущ разным культурам, зачастую являлся идеологическим предлогом для развязывания войн и оправданием насилия. Конфликт интересов в политике всегда прикрывается конфликтом ценностей. Чем меньше обсуждаются интересы и способы их согласования, и чем жестче внимание фиксируется на ценностных различиях, тем экспансивнее политика.
    Политологи из Калифорнийского университета в Беркли Наазин Барма, Эли Ратнер и Стивен Вебер опубликовали июле 2007 года статью «Мир без Запада» в журнале The National Interest (на русском вышла в журнале "Россия в глобальной политике" № 4, Июль - Август 2008) в которой, анализируют возможные последствия американской внешней политики, строящейся на двух альтернативах для «восходящих наций». «Они могут либо открыто оспаривать международное лидерство США, провоцируя конфликт, либо интегрироваться в существующий либеральный мировой порядок. Одним словом, в будущем глобальную политику ожидают либо системный конфликт, либо окончательная ассимиляция»./1/ Для нас важно признание американскими политологами ценностей в качестве инструмента экспансии.
    Согласно аксиологии, философскому учению о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы как специфические факты наблюдаемой реальности./2/ Ценно то, в чем существует потребность. Ни одно человеческое сообщество не сможет существовать и развиваться без таких фундаментальных ценностей как человеческая жизнь, свобода, справедливость, истина и т.д. Изъятие любой из них из политического оборота подрывает жизнеспособность общества. Но, иерархия ценностей зависит от конкретных обстоятельств выдвигающих на передний план, то одни, то другие потребности. Исайя Берлин в своем эссе «Два понимания свободы» так писал об изменчивости потребностей и постоянстве ценностей: «Да, наделяя политически¬ми правами или гарантиями от государственного вмешатель¬ства полуодетых, неграмотных, голодных и больных людей, мы издеваемся над ними. Прежде чем они поймут, что такое свобода, или сумеют ею воспользоваться, они должны полу¬чить медицинскую помощь и образование. Египетский крестьянин нуждается в одежде и лекарствах больше, чем в личной свободе, но тот минималь¬ный уровень свободы, который ему нужен, а еще больше — тот, который ему понадобится, это не какая-то особая свобо¬да, а та самая, в которой нуждаются и ученые, и художни¬ки, и миллионеры….Я не хочу сказать, что индивидуальная свобода даже в самых либеральных обществах — единственный или просто преобладающий критерий социального действия. Мы застав¬ляем детей учиться, мы запрещаем публичные казни, этим определенно стесняя свободу. Оправдываем мы это тем, что невежество, варварское воспитание или жестокие забавы и зрелища — большее зло, чем те ограничения, которые необ¬ходимы, чтобы их устранить. Суждение это, в свою очередь, зависит от того, как мы определяем добро и зло, иными сло¬вами, от наших нравственных, религиозных, интеллектуаль¬ных, экономических и эстетических ценностей, которые, опять-таки связаны с нашими представлениями о человеке и об основных требованиях его натуры». /3/
    Судьба такой ценности как “свобода” различна в США и в России в силу различных исторических обстоятельств, но это одна и та же свобода, и стремятся к ней россияне не меньше американцев. Для американцев либерализм и гражданские свободы актуальны как защита от единственной угрозы - в лице собственного государства. Недавние события показали, однако, что в случае появления угрозы извне, приоритеты США в ценностях резко меняются, соображения государственной безопасности заставляют отказаться от свободы слова и многих гражданских прав. Тенденция к сворачиванию либеральных порядков наблюдается и в условиях внутреннего кризиса. Нелишне помнить, что история «либерального Запада» насчитывает всего несколько десятков лет, тогда как история западного тоталитаризма исчисляется сотнями.
    Российский исторический опыт свидетельствует о том, что в случае ослабления централизованного государства население России немедленно подвергается агрессии в различных формах: военной, экономической, террористической, информационной, наркоагрессии. Государственность для россиян не вопрос престижа и национальной гордости, как это, порой, пытаются представить, а форма выживания. Как только отступает внешняя угроза, потребность в свободе становится более актуальной (например, крушение советского режима происходило на фоне переоценки степени угрозы со стороны «стран империализма» в сознании населения, а восстание декабристов – победителей Наполеона, на фоне осознания мощи Российской империи, которой никто более не может угрожать). В этой связи нужно отметить, что приближение к российским границам блока НАТО и американских военных баз, самый плохой способ привить россиянам любовь к либеральным ценностям. Что касается «русской паранойи», в которой нас обвиняют некоторые американские политики, так мы имеем на нее право, заплатив 25 миллионами человеческих жизней за свою доверчивость. Справедливости ради, следует сказать, что кроме объективных угроз, препятствовавших актуализации ценности свободы, было в нашей истории и множество упущенных возможностей.
    Сложная система взаимосвязей характерна не только для пары безопасность–свобода, но она пронизывает всю систему ценностей, делая ее гибкой и живой. Попытки искусственно создать отвлеченно-«правильную» раз и навсегда систему ценностей, вычеркивая те или иные ее составляющие, предпринимались неоднократно. Они широко известны в виде утопических учений, реализация которых на практике неизменно приводила к трагедиям. В ХХ веке Россия стала полигоном для одной из таких попыток. В жертву этому эксперименту был принесен и образ России. Исходя из идеологических соображений, советская историческая наука участвовала в настоящем черном PR в отношении собственной страны и ее народа. К сожалению, эта традиция настолько закрепилась, что и сейчас считается хорошим тоном пренебрежительно или снисходительно отзываться об отечественной истории. Образ России как несчастной страны, населенной забитым, невежественным, пьянствующим населением, которое управляется деспотами и вороватыми, глупыми чиновниками поддерживался многие годы не стратегическими противниками России, а собственной исторической «наукой». Поистине, нет лучшего подарка нашим геополитическим оппонентам, которые получили из наших собственных рук возможность рассуждать о «безнравственности» России. Одним из примеров может послужить эссе под названием «Что истинно и ложно в России. Моральный и духовный недуг великой нации», которое было опубликовано в сентябре 2007 года в «Вестнике аналитики» (The Analyst’s Bulletin) - ежеквартальном издании Института стратегических исследований и анализа. Автор, Дэвид Саттер - исследователь в Институте Гувера, бывший московский корреспондент газеты «Файнэншл Таймс», а ныне сотрудник Гудзоновского Института и приглашенный исследователь в Университетской школе перспективных международных исследований Джона Хопкинса (САИС)./4/ Главный вывод и рекомендация автора: «Принятие универсальных ценностей – это, прежде всего, устранение дисбаланса между статусом гражданина и прерогативами государства…. Можно было бы утверждать, что разрыв с российским государственным традиционализмом означает отказ от прошлого России. В известной степени, это верно. Но это вовсе не означает потерю идентичности. Отказ от прошлого не подразумевает потерю идентичности, если это сделано сознательно, в свете высших ценностей. Россия нуждается в построении новой традиции». Горькие плоды подобной практики россияне уже вкусили в 90-е годы, и такая жизнь не пришлась нам по душе. Здесь можно вспомнить упрек Карамзина в адрес Петра I: «Искореняя древние навыки, представляя их смешными, хваля и вводя иностранные, государь России унижал россиян в собственном их сердце. Презрение к самому себе располагает ли человека и гражданина к великим делам? … Два государства могут стоять на одной степени гражданского просвещения, имея нравы различные. Государство может заимствовать от другого полезные сведения, не следуя ему в обычаях»./5/
    Для начала, достаточно обратиться к здравому смыслу, чтобы задуматься о том, каким образом столь «безнравственные» страна и народ могли дать миру искусство и науку целиком проникнутые общечеловеческими ценностями? Более того, единственным конкурентоспособным продуктом России на мировом рынке, постоянно растущим в цене, являются воплощенные художественными и интеллектуальными средствами общечеловеческие ценности!
    Достижения отечественных точных и естественных наук, русского искусства, это результат того внимания, которое уделялось в России этим сферам человеческой деятельности именно со стороны государства. Формирование образа России, так же как вопросы морали, это скорее, прерогатива гуманитарных наук, которые у нас, к сожалению, часто оказываются в забвении. Такое непонимание роли и значения гуманитарных наук в жизни страны приводит к интеллектуальному вакууму и нашей ограниченной способности вступать в диалог или дискуссию на международной арене.
    Создать привлекательный образ России без истории с «человеческим лицом» невозможно ни за пределами страны, ни у собственного народа. Реставрация истории России, расчистка ее образа от идеологических наслоений задача историков нового поколения. Было бы целесообразным в процессе этой работы не поддерживать далее миф о «других» ценностях России, а рассказывать о сложной истории реализации общечеловеческих ценностей, которая имеет свою, внутреннюю логику, свои достижения, победы, заблуждения и ошибки.
    Важно то, что за сохранность и развитие системы ценностей несет ответственность, прежде всего элита общества. Одно время, было модно рассуждать, что в России нет общественного мнения, что в России невозможно оскандалиться. Это верно, в России нельзя оскандалиться, но в России можно потерять власть, иногда вместе с жизнью. Всякому государственному чиновнику полезно помнить слова Карамзина обращенные к Александру I: «Самое достоинство государя не терпит, когда он нарушает устав благонравия: как люди ни развратны, но внутренне не могут уважать развратных»./5/
    Образ России обязательно должен включать в себя образ власти и элиты. Необходим эталон отношений, который бы исключал две крайности: неприличное подобострастие и откровенное хамство.
    По отношению к России, основа образа всегда - любовь, свою Родину человек любит всегда, при любых обстоятельствах.
    Власть не нужно любить, ее нужно уважать, поэтому в основе образа власти должно лежать уважение, подразумевающее равноответственность. Нелюбовь к власти, возведенная в принцип частью российской интеллигенции, есть некоторый признак инфантилизма и страха перед ответственностью.
    Образ элиты всегда построен на принципе «кому многое дано, с того много и спросится». Новая российская элита не легитимна в глазах собственного народа, не потому что обладает преимуществами, а потому что, не несет ответственности. Оказалось, что статус владельца не делает человека Хозяином. Если дети элиты не будут служить в армии, то и остальные граждане будут уклоняться от «почетной обязанности». Если дети элиты будут получать воспитание и образование за рубежом, то утечку мозгов из России ничем не остановишь.
    В любом случае, образ России в глазах россиян первичен, в глазах остального мира - вторичен. Если люди любят свою страну и гордятся ею, остальной мир будет с интересом воспринимать все, что мы ему предложим в рамках специальных мероприятий. Если людям неловко за свою страну, никакие ухищрения не помогут исправить ее образ.

    Библиографический список.

    1. "Россия в глобальной политике" № 4, Июль - Август 2008.
    2. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
    3. И.Берлин. Философия свободы. Европа. М., 2001.
    4. David Satter. “The moral and spiritual malaise of a great nation”. http://www.hoover.org/publications/digest/13846942.html
    5. Н.М.Карамзин. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М.: Наука, 1991.





















  • Список книг для детей

  • 11. ДВЕ МАМЫ – «ДВЕ КРЕПОСТИ».






  • Последние новости


    Дружба

    Все жизненные проблемы приносят с собой золотые самородки мудрости, обнаружить которые помогает истинная дружба. Вы замечали, что есть люди, которые дают вам силы, поднимают настроение и вызывают желание находиться рядом? И те, кто стремится вытянуть из вас энергию, надоедает вам и делает все так, что хочется сбежать. Нас подде...
    Читать далее »

    Советы, способствующие успеху

    ВЫЯВЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ Правильный выбор – Это результат жизни в соответствии со своими высшими ценностями, то есть путь к лучшей жизни. ЖИЗНЕННАЯ ЦЕЛЬ Лучшие люди выбирают цель, которая затрагивает лучшие струны в других. МИССИЯ Жизнь нельзя прожить дважды. Теперь или никогда, поэто...
    Читать далее »

    Утренние вопросы

    Если бы мне осталось жить всего месяц, что бы я делал из того, что делаю сегодня? Что я сделаю сегодня, чтобы почувствовать себя счастливым? Какие прекрасные воспоминания останутся у меня в памяти сегодня? Какие убеждения сделали мою жизнь такой, какая она есть? Во что нужно поверить, чтобы прожить удивительную жизнь? ...
    Читать далее »

    И еще несколько вопросов

    Знать мысли Бога – все равно что знать, как преуспеть в жизни. Глубоко поразмыслив над вопросами этой книги и записав свои ответы в дневник, вы развили в себе привычку анализировать. Поздравляю! Это важнейший навык успешной жизни. Способность к самоанализу и постановке правильных вопросов наряду с пониманием того, как использовать интуицию и природную мудрость, изменит нап...
    Читать далее »

    Путешествия

    Поставьте перед собой цель жить полноценно. Самый печальный итог – оглянуться назад и вопрошать, что можно было бы иметь, если бы… Дорожите своими заветными мечтами, воплощая их в жизнь. Ах, путешествия… Большинство из нас любят путешествовать и страстно стремятся к этому. Мы тоскуем по приключениям в реальной жизни. Хотим посетить удаленные места, узнать культуры, не...
    Читать далее »

    Счастье

    Там, где жизнь бьет ключом, где оживленно и весело, там и ищите свое счастье. Моя шестилетняя внучка Элла однажды зашла в мой офис и уселась в кресло. Она давно слышала, что я занимаюсь коучингом, поэтому я спросил ее: «Не хочешь побыть сегодня тренером и немного поучить других?» Малышка посмотрела на меня, выпрямилась в кресле, и я понял: она готова. Элла спросила: – О ч...
    Читать далее »

    Взаимоотношения

    Любовь Магия Бога выражается через любовь; наивысшая форма любви – бескорыстная помощь другим. Вы когда нибудь смотрели в глаза новорожденного и ощущали восторг, который ребенок приносит в этот мир? Большинство из нас чувствуют исходящую от детей любовь. Мы являемся в мир с любовью и открытым сердцем. С самого детства мы отдаем свою любовь этому миру. Из л...
    Читать далее »

    Ваш комментарий:


    Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.