Самопознание

человеческий потенциал безграничен


  • Методы решения магических задач.

  • Понятие войны в философии.

  • Какие интересные вещи можно нарыть у студентов!!
    (Ресурс: http://sovmu.spbu.ru/main/conf/man-nat-soc/2001/4-4.htm)

    И.Б. Лукина
    ПРОБЛЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ
    по книге С.П. Расторгуева
    "Информационная война"
    МАТЕРИАЛЫ 12-Й МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

    Характерной особенностью современного этапа цивилизационного развития является актуализация проблем информационного воздействия как в рамках отдельных государств, так и мирового сообщества в целом. Этот аспект нашел свое отражение как в Окинавской Хартии Глобального информационного общества, так и в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. [1]

    Одной из форм информационного воздействия является возникший в последние десятилетия феномен информационных войн, сущность которого заключается в целенаправленных действиях, используемых для достижения информационного превосходства. Особенность ведения информационной войны заключается в ее высокой эффективности при максимальной дешевизне. Подобного рода войны ведутся при помощи информационного оружия – использования информации и информационных технологий для воздействия на военные и гражданские кибернетические системы. [2]

    Вопросам моделирования и философского осмысления феномена информационных войн посвящена монография С.П. Расторгуева "Информационная война" [3]. Автором излагается кибернетическая концепция описания окружающей реальности как состоящей из множества взаимодействующих информационных самообучающихся систем. В качестве примера такой системы может быть рассмотрена как любая автоматическая система, так и человеческий мозг. По Расторгуеву, информационная самообучающаяся система – это набор элементарных частиц или формальных нейронов, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом, а также подверженных процессам гибели и самозарождения под влиянием поступающей информации. Существование и работа подобных систем подчинены следующему алгоритму: 1) получение информации на вход; 2) обработка информации и последующие изменения в системе; 3) получение результатов на выход; 4) изменение внешнего состояния системы. Расторгуев пишет, что «формально на человечество можно смотреть как на информационную самообучающуюся систему, состоящую из элементов-людей, между которыми существует постоянное информационное взаимодействие» [4].

    В работе вводятся понятия «самовозрождающаяся и саморазрушающаяся структуры» информационной системы. Определение саморазрушающейся структуры (или Р-сети) тесно связано с понятием информационной избыточности. Например, если в составе системы имеется избыточное количество элементов, то она в состоянии, путем отсечения лишнего, изменить себя, таким образом приобретая новое строение и, соответственно, новое знание. Когда элементов становится недостаточно, это может привести к гибели системы. Таким образом, Р-сеть – это структура, обучающаяся на принципе уничтожения элементов или части структуры самой системы.

    Расторгуев пишет: «Нейроны, муравьи, люди умирают по своим законам. И поэтому новому проектировщику ничего не остается, как изучать окружающий мир… Он находит все больше причин, из-за которых может погибнуть элемент системы». «Кроме того, выясняется, что элементы взаимодействуют друг с другом и что это взаимодействие можно использовать для их взаимного уничтожения. Достаточно лишь создать соответствующее напряжение». [5]. Таким образом, существует два способа уничтожения информационной самообучающейся системы. Ее можно уничтожить непосредственно, а можно – заставить систему уничтожить саму себя, используя межэлементарное взаимодействие. Последний способ и является классической информационной войной.

    Самовозрождающаяся информационная структура (С-сеть) – это структура, обучающаяся на принципе рождения элементов. Рождение элементов, по мысли Расторгуева, это то же самое, что и их гибель, но только с противоположным знаком. Пример С-сети – мозг новорожденного, который «обучается, используя механизм самозарождения». Этот этап можно назвать этапом синтеза в противовес начинающемуся после этапу расщепления-уничтожения. В начале своего существования каждая информационная самообучающаяся система является С-сетью, после накопления определенного количества элементов система переходит в разряд Р-сетей. С этого момента каждую информационную систему мы в праве называть самовозрождающейся и саморазрушающейся сетью (СР-сетью).

    В социологическом плане информационная война – это открытые или скрытые целенаправленные воздействия друг на друга с целью получения выгод в материальной сфере. Что же такое информационное воздействие? Это воздействие обучающее. Следовательно, «выйти победителем в информационной войне значит вовремя понять, чему можно обучаться, а чему нельзя, то есть какие входные данные можно обрабатывать, а какие – нет». [6].

    Анализ определения качеств двух систем дает возможность охарактеризовать приемы ведения информационной войны. Во-первых, две системы называются «понимающими», если на абсолютное большинство одинаковых входных данных они выдают одинаковые по смыслу результаты. Во-вторых, системы называются «похожими», если в тех же условиях выдают одинаковые по форме результаты. И последнее, системы являются «агрессивными», если присутствует «похожесть», но отсутствует «понимание».

    Приемы информационной войны. Для перепрограммирования одной системы другой последняя должна «понимать» первую. Доля формирования двух «понимающих» систем нужны одинаковые эмоциональные воздействия. Для перепрограммирования Р-сети нужна «избыточность хаоса». Повышению избыточности способствует разрушение устоявшихся структур, то есть приведение их в состояние хаоса.

    В информационной войне существует определенный, «всегда побеждающий алгоритм», который включает следующие положения: определение базовых элементов системы-противника; изучение индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей базовых элементов; моделирование вариантов их поведения; выбор предпочтительного сценария; подготовка среды для его проведения; реализация. Эффективность целенаправленного информационного воздействия резко возрастает, если оно сочетается с другими видами воздействия на информационную самообучающуюся систему. Сочетание всех видов воздействия называется комплексной стратегией воздействия. [7].

    Последствия информационной войны для побежденной системы могут быть определены заранее. Во-первых, происходит стабильное сокращение информационной емкости системы и гибель части ее элементов и структур. Побежденная система начинает решать несвойственные ранее задачи в угоде системе-победителю. Таким образом, происходит полное поглощение одной системы другой.

    --------------------------------------------------------------------------------
    И.Б. Лукина - cтудентка факультета социологии СПбГУ








  • Методы решения магических задач.

  • Понятие войны в философии.






  • Последние новости


    Дружба

    Все жизненные проблемы приносят с собой золотые самородки мудрости, обнаружить которые помогает истинная дружба. Вы замечали, что есть люди, которые дают вам силы, поднимают настроение и вызывают желание находиться рядом? И те, кто стремится вытянуть из вас энергию, надоедает вам и делает все так, что хочется сбежать. Нас подде...
    Читать далее »

    Советы, способствующие успеху

    ВЫЯВЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ Правильный выбор – Это результат жизни в соответствии со своими высшими ценностями, то есть путь к лучшей жизни. ЖИЗНЕННАЯ ЦЕЛЬ Лучшие люди выбирают цель, которая затрагивает лучшие струны в других. МИССИЯ Жизнь нельзя прожить дважды. Теперь или никогда, поэто...
    Читать далее »

    Утренние вопросы

    Если бы мне осталось жить всего месяц, что бы я делал из того, что делаю сегодня? Что я сделаю сегодня, чтобы почувствовать себя счастливым? Какие прекрасные воспоминания останутся у меня в памяти сегодня? Какие убеждения сделали мою жизнь такой, какая она есть? Во что нужно поверить, чтобы прожить удивительную жизнь? ...
    Читать далее »

    И еще несколько вопросов

    Знать мысли Бога – все равно что знать, как преуспеть в жизни. Глубоко поразмыслив над вопросами этой книги и записав свои ответы в дневник, вы развили в себе привычку анализировать. Поздравляю! Это важнейший навык успешной жизни. Способность к самоанализу и постановке правильных вопросов наряду с пониманием того, как использовать интуицию и природную мудрость, изменит нап...
    Читать далее »

    Путешествия

    Поставьте перед собой цель жить полноценно. Самый печальный итог – оглянуться назад и вопрошать, что можно было бы иметь, если бы… Дорожите своими заветными мечтами, воплощая их в жизнь. Ах, путешествия… Большинство из нас любят путешествовать и страстно стремятся к этому. Мы тоскуем по приключениям в реальной жизни. Хотим посетить удаленные места, узнать культуры, не...
    Читать далее »

    Счастье

    Там, где жизнь бьет ключом, где оживленно и весело, там и ищите свое счастье. Моя шестилетняя внучка Элла однажды зашла в мой офис и уселась в кресло. Она давно слышала, что я занимаюсь коучингом, поэтому я спросил ее: «Не хочешь побыть сегодня тренером и немного поучить других?» Малышка посмотрела на меня, выпрямилась в кресле, и я понял: она готова. Элла спросила: – О ч...
    Читать далее »

    Взаимоотношения

    Любовь Магия Бога выражается через любовь; наивысшая форма любви – бескорыстная помощь другим. Вы когда нибудь смотрели в глаза новорожденного и ощущали восторг, который ребенок приносит в этот мир? Большинство из нас чувствуют исходящую от детей любовь. Мы являемся в мир с любовью и открытым сердцем. С самого детства мы отдаем свою любовь этому миру. Из л...
    Читать далее »

    Ваш комментарий:


    Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.