Самопознание

человеческий потенциал безграничен


  • Лукреция (комедия смерти в пяти действиях)

  • Лукреция (комедия смерти в пяти действиях)

  • Религия. Согласно принципам ислама, ростовщичество является тяжким грехом.
    Но это не мешает динамичному развитию исламских банков
    .
    Каким же образом они зарабатывают? 

    Взимание ссудного процента (риба) с точки зрения ислама несправедливо по своей сути. Кредитор, дающий деньги в долг, получает доход, не прилагая никаких усилий. Поэтому за деньгами не признается право быть товаром, который можно продать, получив доход от такой сделки. Вот что говорит о проценте и ростовщиках Коран: "Те, которые берут лихву, восстанут [в Судный день], как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца. Это им в наказание за то, что они говорили: "Воистину, торговля - то же, что и лихва". Но торговлю Аллах дозволил, а лихву запретил. Если к кому-либо [из ростовщиков] придет увещевание от Аллаха и если он поступит согласно этому увещеванию, то ему простятся прошлые его грехи. Его дела принадлежат Аллаху. А те, кто станет [вновь давать в рост], - обитатели адского пламени на вечные времена" (Коран, сура 2:275).

    Ислам отрицательно относится не только к кредитору, получающему процент, но и к должнику, этот процент уплачивающему. Поэтому мусульманин, строго соблюдающий религиозные каноны, не может ни стать вкладчиком традиционного банка (если по вкладу начисляется процент), ни взять в нем ссуду. Предоставление финансовых услуг таким клиентам - задача исламских банков, руководствующихся в своей деятельности не только соображениями прибыли, но и нормами религиозной этики.

    Главным принципом исламских банков является исключение из всех операций процентной ставки. Вместо выдачи бизнесмену платной ссуды банк может инвестировать в проект средства в обмен на участие в прибыли. Вкладчик же получает свой доход также не в виде процента, а путем участия в прибыли банка. Как правило, в банках существуют специальные советы, которые проверяют операции на предмет соответствия нормам шариата.

    История и статистика. Первые финансовые институты, придерживающиеся подобных принципов, появились в Египте в 60-е годы прошлого столетия. Они не были крупными и открыто не позиционировали себя в качестве специализированных исламских банков. Начало развития банковского сектора, открыто заявляющего свою приверженность системе ценностей ислама, было положено в 1975 году, когда под эгидой Организации исламской конференции начал работать Исламский банк развития. Его появление послужило отправной точкой роста сети подобных банков, прежде всего в арабских странах: Dubai Islamic Bank, Islamic Bank of Egypt, Islamic Bank of Sudan, Bahrain Islamic Bank и многих других.

    Поначалу международное финансовое сообщество отнеслось к новому виду банков скептически. Многие восприняли исламский банкинг как исключительно пропагандистскую акцию, финансировавшуюся за счет взвинченных цен на нефть. Действительно, трудно спорить с тем, что первая волна расширения сети исламских банков пришлась на годы "нефтяных шоков". Однако конъюнктура нефтяного рынка с тех пор менялась неоднократно, а прогнозы о скором крахе исламских банков не сбылись до сих пор. Сейчас суммарные активы исламских банков оцениваются в $230-260 млрд, а темпы роста индустрии достигают 10-15% в год. Около 260 банков работает в десятках стран мира и не только в тех, где ислам - основная религия. В некоторых странах - в Великобритании, Швейцарии, Австралии - традиционные банки предлагают "очищенные" от процентных выплат услуги клиентам, исповедующим ислам. Например, активны на рынке банковских услуг для мусульман такие гиганты, как Citibank и HSBC.

    Можно выделить три основных механизма, на основе которых исламские банки совершают свои операции.

    Мудараба. В широком смысле эта концепция предполагает заключение контракта, по которому одна из сторон предоставляет капитал, а другая - свои предпринимательские способности к использованию этого капитала. Прибыль делится между сторонами по взаимному соглашению. В английской деловой лексике эта концепция исламского банкинга часто обозначается как "Profit and Loss Sharing". Отметим, что такая трактовка не вполне верна. В случае если хозяйственная деятельность приносит убыток, потери ложатся на владельца капитала, а предприниматель не получает вознаграждения за свой труд. В рамках договора на основе мударабы функции сторон четко разделены: владелец капитала ограничивается предоставлением денежных средств и не принимает участия в производственной деятельности, которая целиком возлагается на предпринимателя. Разумеется, предприниматель не может вкладывать деньги в запрещенные шариатом виды деятельности, например в производство и продажу алкоголя или организацию игорных заведений.

    В принципе банк в этой концепции может выступать и как владелец капитала, и как предприниматель. В этом случае часть дохода предпринимателей, реализующих проект на деньги банка, достается последнему, затем часть этих денег распределяется среди вкладчиков банка. Однако в реальной практике объем инвестирования банками проектов на основе мударабы невелик. Зато эта концепция широко применяется как правовое и моральное обоснование приема банком клиентских средств. Банк в этом случае выступает как трастовый управляющий. На основе мударабы работают также и исламские инвестиционные фонды. Мушарака - договор о совместной реализации партнерами проекта. Капитал должен предоставляться всеми сторонами сделки, но вложение партнерами равных долей не обязательно. Прибыли распределяются в соответствии с соглашением, убытки делятся в зависимости от долей партнеров в инвестированном капитале. В договоре типа мушарака оговариваются все детали проекта: вид бизнеса, условия, сроки, ответственность сторон, порядок распределения прибылей и убытков. Теоретически предполагается, что все стороны участвуют в реализации проекта. Но в действительности банк, предоставляя капитал, обычно передает финансируемой стороне право самостоятельно управлять бизнесом. Банк вмешивается в деятельность предпринимателя лишь в той степени, которая обеспечивает ему возможность контроля за ходом реализации проекта, соблюдением партнером условий договора, преодоления возникших проблем в целях защиты вложенного капитала.

    Мушарака может быть постоянной и регрессирующей. Постоянная мушарака означает, что банк становится долевым собственником финансируемого бизнеса, причем его доля сохраняется неизменной до завершения проекта (на период существования компании либо на срок, оговоренный в соглашении). Например если речь идет об акционерной компании, то банк становится собственником доли акционерного капитала. Регрессирующая мушарака предполагает, что доля банка в проекте постепенно сокращается за счет выплаты ему доли прибыли, превышающей его долю во вложенном капитале. Эта практика широко применяется, когда предприниматель стремится избежать длительной опеки со стороны банка.

    Мурабаха - финансирование торговых операций. Банк приобретает от своего имени и за свой счет товар по заказу клиента. Затем банк перепродает товар клиенту, причем последний платит банку с рассрочкой. Цена, которую платит клиент, включает в себя оговоренную в договоре наценку, которая становится прибылью банка. На операции мурабаха приходится, как правило, значительная доля дохода исламских банков (нередко до 80-90%). В то же время именно мурабаха является самым сомнительным видом деятельности с точки зрения мусульманской этики. Дело в том, что наценка, как правило, определяется банками исходя из существующих на мировых рынках процентных ставок (так, очень часто применяется ставка LIBOR). [Мурабаха может равняться только на положение в Исламе о торговой "накидке" лишь в половину стоимости средств, затраченных на приобретение товара, услуги и т.п.(прим.[info]almastyn) ]. С точки зрения многих знатоков шариата, это недопустимо, хотя с практической точки зрения вполне объяснимо: исламским банкам приходится конкурировать с традиционными за привлечение клиентов. Сфера деятельности исламских финансовых институтов не ограничивается перечисленными основными видами операций. Большинство банков предлагают иджару - разрешенную форму лизинга, закат - фонды обязательного налога для состоятельных людей, кард-аль-хасан - беспроцентные ссуды. В последние годы получили развитие рынок такафул - приемлемой для мусульман формы страхования и даже сукук - исламские облигации. Банкиры постоянно разрабатывают новые продукты, но многие из них сталкиваются с проблемой несоответствия законам шариата.

     

    50-е

    Разработка исламской экономической школой теоретических моделей банкинга без процентной ставки (мудараба и мушарака)

    60-е

    Первые финансовые институты, работающие на принципах шариата (например, Mitghamr Egypt Savings Associations, 1961-1964 годы)

    70-е

    - "Первая волна" становления исламских банков: Dubai Islamic Bank (1971), Исламский банк развития (1975) и др.

    - Активные научные исследования; разработка механизма мурабаха 80-е

    - Число банков растет

    - Первые "исламские окна" в традиционных банках

    - Первые исламские фонды

    - Отдельные страны (Пакистан, Иран, Судан) начинают перестраивать финансовые системы в соответствии с нормами религиозной этики

    - Рост интереса к исламскому банкингу в финансовых кругах Запада

    90-е

    - Широкое распространение "исламских окон"

    - Создание исламских фондовых индексов (Dow Jones, Financial Times) и др.

    - Диверсификация исламских финансовых инструментов (в том числе ценных бумаг, страхования)

    - Разработка универсальных стандартов для исламских финансовых услуг и инструментов Начало XXI века

    - Создание финансовых рынков на локальном и международном уровне

    - Создание Международного исламского рейтингового агентства (Бахрейн)

    С КОНЦА 90-Х ГОДОВ рассчитывается несколько специальных фондовых индексов - Dow Jones Islamic Indices (мировой, американский, европейский, британский, технологический и индекс малых компаний). В состав индексов входят компании, не получающие дохода от запрещенных шариатом видов бизнеса. А сейчас самая "модная" тема, обсуждаемая финансистами мусульманских стран, - создание единого Исламского фондового рынка.

    http://www.finansmag.ru/



  • Лукреция (комедия смерти в пяти действиях)

  • Лукреция (комедия смерти в пяти действиях)






  • Последние новости


    Дружба

    Все жизненные проблемы приносят с собой золотые самородки мудрости, обнаружить которые помогает истинная дружба. Вы замечали, что есть люди, которые дают вам силы, поднимают настроение и вызывают желание находиться рядом? И те, кто стремится вытянуть из вас энергию, надоедает вам и делает все так, что хочется сбежать. Нас подде...
    Читать далее »

    Советы, способствующие успеху

    ВЫЯВЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ Правильный выбор – Это результат жизни в соответствии со своими высшими ценностями, то есть путь к лучшей жизни. ЖИЗНЕННАЯ ЦЕЛЬ Лучшие люди выбирают цель, которая затрагивает лучшие струны в других. МИССИЯ Жизнь нельзя прожить дважды. Теперь или никогда, поэто...
    Читать далее »

    Утренние вопросы

    Если бы мне осталось жить всего месяц, что бы я делал из того, что делаю сегодня? Что я сделаю сегодня, чтобы почувствовать себя счастливым? Какие прекрасные воспоминания останутся у меня в памяти сегодня? Какие убеждения сделали мою жизнь такой, какая она есть? Во что нужно поверить, чтобы прожить удивительную жизнь? ...
    Читать далее »

    И еще несколько вопросов

    Знать мысли Бога – все равно что знать, как преуспеть в жизни. Глубоко поразмыслив над вопросами этой книги и записав свои ответы в дневник, вы развили в себе привычку анализировать. Поздравляю! Это важнейший навык успешной жизни. Способность к самоанализу и постановке правильных вопросов наряду с пониманием того, как использовать интуицию и природную мудрость, изменит нап...
    Читать далее »

    Путешествия

    Поставьте перед собой цель жить полноценно. Самый печальный итог – оглянуться назад и вопрошать, что можно было бы иметь, если бы… Дорожите своими заветными мечтами, воплощая их в жизнь. Ах, путешествия… Большинство из нас любят путешествовать и страстно стремятся к этому. Мы тоскуем по приключениям в реальной жизни. Хотим посетить удаленные места, узнать культуры, не...
    Читать далее »

    Счастье

    Там, где жизнь бьет ключом, где оживленно и весело, там и ищите свое счастье. Моя шестилетняя внучка Элла однажды зашла в мой офис и уселась в кресло. Она давно слышала, что я занимаюсь коучингом, поэтому я спросил ее: «Не хочешь побыть сегодня тренером и немного поучить других?» Малышка посмотрела на меня, выпрямилась в кресле, и я понял: она готова. Элла спросила: – О ч...
    Читать далее »

    Взаимоотношения

    Любовь Магия Бога выражается через любовь; наивысшая форма любви – бескорыстная помощь другим. Вы когда нибудь смотрели в глаза новорожденного и ощущали восторг, который ребенок приносит в этот мир? Большинство из нас чувствуют исходящую от детей любовь. Мы являемся в мир с любовью и открытым сердцем. С самого детства мы отдаем свою любовь этому миру. Из л...
    Читать далее »

    Ваш комментарий:


    Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.