Самопознание

человеческий потенциал безграничен


  • Избранная

  • …Мадрівка словами із публікації Олександра Шишацького-Ілліча із „НК”…

  • Натолкнувшись на затруднения, которые категория времени вызывала у предшествующих мыслителей, разрешить проблему времени в дальнейшем пытается Кант, чьи усилия в данной области во многом обусловили рождение и развитие идей трансцендентального идеализма.

    Кант во многом находился под влиянием идей И. Ньютона и Лейбница. Однако по  вопросу о сущности времени у Канта был свой взгляд, отличный как от концепции Ньютона, так и от концепции Лейбница. «Ранний» Кант ещё придерживался теории времени Ньютона, чьи представления основывались на признании реальности времени, как реального условия существования всех объектов. Лейбниц же давал отличную от Ньютона интерпретацию времени, считая время реальным выражением способа существования (последовательности) объектов. Взгляды Ньютона и Лейбница несколько отличались, но они сходились в одном - в признании реальности времени.

    Кант проблему времени рассматривает в тесной связи с сознанием. В теории познания он особенно выделяет понятие интуиции. Под интуицией Кант понимал особый способ философского исследования сознания - своего рода философское интеллектуальное созерцание, которое дает всеобщее знание об особенностях деятельности сознания в познании предмета.

     Кант разработал теорию так называемого  «субъективного времени». Кант говорит о недопустимости сведения познания только лишь к фиксации самого факта содержания сознания, т.е к  описанию  предметов как таковых. В этом, по мнению Канта, кроется ограниченное понимание процесса познания. Кант подчеркивает, что описание предметов сознания – это не есть познание. Познание предметов есть деятельность, которая  протекает последовательно, т. к. уже «…при проведении прямой линии мы …последовательно определяем внутренне чувство…»(1, 206).

    По мнению Канта, последовательность деятельности познания, мышления и восприятия предметов всегда предполагает сохранение предыдущих частей и элементов.  Поэтому такая деятельность есть синтез, и следовательно способы деятельности познающего сознания необходимо фиксировать через термин и понятие времени. Например, при мысленном проведении линии, очевидна последовательность проведения линии во времени. Время входит в сознание, становится способом его деятельности.  Время есть сама эта, осуществляемая через деятельность сознания, последовательность «схватывания» или конструирование предмета. Поэтому «…время мы можем мыслить не иначе, как обращая внимание при проведении прямой линии… исключительно на действие синтеза многообразного, при помощи которого мы последовательно определяем внутреннее чувство и тем самым имея в виду последовательность этого определения» (там же). Сознание «знает» время постольку, поскольку оно мыслит линию и конструирует предмет как явление. Для бездействующего сознания, очевидно, не может быть времени как своеобразной характеристики его самого.

    Последовательность определения предмета, по Канту, сохраняется и воспроизводится сознанием. Если бы мы не запоминали и не воспроизводили сейчас, когда мы мыслим, прошлых шагов, моментов определения предмета, мы не получили бы образа линии в сознании. Реализуя синтез, сознание сохраняет и воспроизводит прошлые моменты времени, своеобразно фиксируя последовательность нашей деятельности. Поэтому если «…я постоянно забывал бы… предшествующие части времени…, у меня никогда не возникло бы целое представление… не образовались бы чистейшие и первые основные представления… о времени» (1, 703).

    Вне отношения к сознанию, с точки зрения Канта, нет и не может быть времени, т. е. не может быть никакого времени самого по себе. Время в собственном смысле – это в первую очередь нечто зависимое и производное от функции, или деятельности синтеза в познании. Кант констатирует, что предмет мысли (например, линия) представляется как нечто в первую очередь наглядное, созерцаемое – причем это имеет место во всех случаях, независимо от того, будет ли предмет только предметом мысли (мышление линии, например) или конкретно, реально существующим предметом. Наглядность представления отождествляется Кантом с чувственностью. Именно поэтому время, с точки зрения Канта, есть форма чувственности.

    Время определяется Кантом также и как созерцание, но не в том смысле, что время возможно наглядно представить. В данном случае Кант полемизирует с представлением о времени как о понятии, отвлечённом от наблюдений вещей и их отношений. Кант говорит: «Время не есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта» (1, 135). Ибо: «различные времена суть лишь части одного и того же времени. Но представление, которое может быть дано лишь одним предметом, есть созерцание» (1, 136). Кант определяет время как единое представление, как бы объемлющее, соединяющее собой многообразное конкретное содержание сознания.

    Время есть форма внутреннего чувства, в противоположность пространству как форме внешнего чувства. Поскольку время по самой сути – есть определение способа активности сознания, то оно в первую очередь относится к созерцанию. «В самом деле, время не может быть определением внешних явлений: оно не принадлежит ни к внешнему виду, ни к положению…» (1, 138). Так как познать что-то вне нас самих мы можем только через собственное сознание, то время оказывается «…условием всех явлений вообще» (там же).

    Таким образом, Кант решительно выступает против ньютоновской теории времени, рассматривающей данную категорию, как нечто реальное. «Время не есть нечто такое, что существовало бы само по себе…», - пишет Кант. (1, 137). Он возражает против трактовки реальности времени в смысле его принципиальной независимости от деятельности сознания. Представления человека  о вещи, предмете всегда зависимы от деятельности субъекта («Я не могу мыслить линию, не проводя ее мысленно»). Подобно этому и время не есть нечто независимое от сознания, а составляет способ его синтезирующей активности.

    С точки зрения Канта, «…время следует считать действительным», но «не как объект, а как способ представлять меня самого как объект» (1, 140). Попытка трактовать реальность времени в смысле его абсолютной независимости от сознания и самостоятельного существования ведет, с точки зрения Канта, к явным нелепостям. Так, «…те, кто признает абсолютную реальность пространства и времени, …должны признать наличие двух вечных и бесконечных, обладающих самостоятельным бытием нелепостей пространства и времени, которые существуют …только для того, чтобы схватывать собой все действительное…» (1, 142).

    Кант не возражает против естественнонаучных представлений о времени - в рамках естествознания эти представления уместны. Он обращает внимание лишь на тот факт, что время можно рассматривать как своеобразную структуру сознания и специально исследовать его именно в этом аспекте. Рациональное зерно кантовской постановки проблемы заключается в утверждении неправомерности сведения философской категории времени к естественнонаучным направлениям. Конкретно у Канта эта идея воплощается в стремление гносеологически исследовать время в связи с механизмами деятельности познающего сознания.

    Кант оказался родоначальником довольно значимой философской традиции изучения времени в его связи с сознанием, времени, как структуры сознания. В немецкой классической философии завершающим этапом такого подхода становится философия  Г.В.Ф. Гегеля. Гегель высказал ряд крайне существенных и основополагающих подлинно диалектических идей о сущности  времени. Так, в соответствии со своим диалектическим методом, требующем представления взаимопроникновения противоположностей до их полного совпадения, конкретного тождества, он утверждает, что «в представлении пространство и время совершенно отделены друг от друга, и нам кажется, что существует пространство и. кроме того, также и время. Против этого также восстает философия» (2, 51-52). Разумеется, подробно, в математическом варианте о подлинном характере связи пространства и времени Гегель говорить не мог, для этого было необходимо еще целое столетие развития физики и математики. Однако, что эта связь необходимо должна существовать - на это он совершенно ясно и безоговорочно указал.

    Гегель пишет: «Но не во времени все возникает и преходит, а само время есть это становление, есть возникновение и прехождение, сущее абстрагирование... Верно то, что реальное отлично от времени, но и то, что оно также существенно тождественно с ним» (2, 53). И далее: «Время не есть как бы ящик, в который все помещено, как в потоке, увлекающем с собой в своем течении и поглощающем все, попадающее в него. Время есть лишь абстракция поглощения. Процесс самих действительных вещей составляет... время» (2, 54).

    Вслед за Кантом, Гегель отвергает традиционное обыденное представление о пространстве и времени как неподвижном фоне, который рассматривается в отрыве от движущейся материи. Пытаясь преодолеть механическое толкование пространства и времени Ньютона как абсолютных вместилищ, Гегель говорит об абстрактном характере времени и неразрывной связи этой абстракции с реальностью.

    Всю действительности Гегель обрисовывает как некий процесс, движение: «То, что не существует во времени, является тем, в чем не совершаются процессы...» (2, 55). «Сущностью движения, - говорит Гегель, - является то, что оно есть непосредственное единство пространства и времени» (2, 63).

    У этого высказывания есть ближайший, наглядный смысл, заключающийся в том, что простейшее пространственное перемещение характеризуется скоростью движущегося тела. Понятие скорости и заключает в себе искомое единство пространства и времени.  Движение не есть просто скорость движения, а пространство и время не сводятся к метрическим интервалам протяженности и длительности. Гегель не останавливается на ближайшей и очевидной истине представлений, относя ее к области общих мнений: «Говорят также: движение есть отношение между пространством и временем, но нужно было постигнуть более определенно характер этого отношения. Лишь в движении пространство и время действительны» (2, 63).

    «Время, - говорит Гегель, - есть простая формальная душа природы» (2, 63). И этот формализм наполняется некоторым содержанием только тогда, когда время утверждает себя в качестве самости, опосредствуя свои определения определениями пространства. Взаимосоотнесённость пространства и времени есть, по Гегелю, движение. Только объективировав в движении свой отрицательный момент, только определившись относительно пространства и став движением, время становится содержательным. А потому - «как время есть простая формальная душа природы,... так движение есть понятие подлинной души мира» (2, 63). «Мы привыкли, - пишет Гегель, - рассматривать движение как предикат, но на самом деле оно есть самость, субъект как субъект, есть пребывание самого исчезновения (2, 63).

    Время, взятое непосредственно, так сказать само по себе, не может быть содержательным определением и представлять всю полноту бытия, ибо оно ещё не достроило бытия до его полноты. И более того - время нельзя взять непосредственно, нельзя выделить возвращение к себе и сделать его предметом рассмотрения, не указав инобытия, иного. Логика начинается не со становления логического эквивалента времени, а с бытия, являющегося у Гегеля определением абстрактно непосредственного, а потому (что обнаруживается в тождестве с ничто) определением принципа инаковости.  Выясняется, что истина бытия в становлении, и что «абсолютно непосредственное есть также и абсолютно опосредствованное» (3, 29). Время нуждается в пространстве, а пространство во времени. Потому так драматичны в диалектике Гегеля поиски иного. Ведь мысль ищет иное от имени бытия, но фундаментальным определением иного является то самое бытие, от имени которого осуществляется поиск. Мысль разыскивает себя, но не знает этого, и находит только иное.

    Собственно, всю гегелевскую диалектику в строгом смысле можно назвать  диалектикой иного. Соотношение с собой возможно лишь в полагании иного. «Бог, -говорит Гегель, - открывается нам двояким образом: как природа и как дух. Оба эти лика суть его храмы, которые он наполняет и в которых он присутствует. Бог как абстракция не есть истинный бог, истинным богом он является лишь как живой процесс полагания своего другого - мира. Этот мир, постигаемый в божественной форме, есть сын божий, и лишь в единстве со своим иным, лишь в духе бог есть субъект» (2, 24). В этом смысле дух и есть время, т.е. формальная душа природы, но  освобожденная от своей формальности. Это освобождение предполагает изначальное самоотрицание -самоотрицание времени как принципа отрицательности, и утверждение иного. «Изучение природы есть освобождение духа в ней, ибо он возникает ... поскольку он в ней соотносится не с неким иным, а с самим собой... Дух подобно Адаму, когда он увидел Еву, достоверно узнает и провозглашает: «Это кость моей кости и плоть от моей плоти» (2, 24).

    Логика в системе Гегеля является  пространственным определением времени, времени-абсолюта. Понятие, по Гегелю, это вернувшееся к себе время. «Понятие... в своей свободно самостоятельно существующей тождественности с собой, как «я»= «я», есть само по себе абсолютная отрицательность и свобода; время не есть потому то, что господствует над ним, и понятие также не есть во времени, не есть нечто временное. Оно, наоборот, есть власть над временем, которое и есть лишь эта отрицательность, определившаяся как внешность. Потому лишь предметы природы подчинены времени, поскольку они конечны; напротив, истинное — дух, идея — вечна. Но мы не должны брать понятия вечности отрицательно, не должны понимать ее как отвлечение от времени, не должны думать, что она существует как бы вне последнего...» (2, 53). Следовательно, Гегель утверждает, что вечность есть лишь там, где снято пространство, инобытие, природа, и лишь там, где положены определения времени. «Идея, дух, стоит над временем потому, что она составляет понятие самого времени» (2, 55).

    «Вечности не будет, вечности не было, а вечность есть» (2, 54).

                 Литература:

    1.  Кант И. Сочинения в 6-ти томах. Т. 3. М., 1964

    2.  Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. Т. 2. Философия природы. М.,  

          1975.

    3. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Т.1. М., 1970.

     

     



  • Избранная

  • …Мадрівка словами із публікації Олександра Шишацького-Ілліча із „НК”…






  • Последние новости


    Дружба

    Все жизненные проблемы приносят с собой золотые самородки мудрости, обнаружить которые помогает истинная дружба. Вы замечали, что есть люди, которые дают вам силы, поднимают настроение и вызывают желание находиться рядом? И те, кто стремится вытянуть из вас энергию, надоедает вам и делает все так, что хочется сбежать. Нас подде...
    Читать далее »

    Советы, способствующие успеху

    ВЫЯВЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ Правильный выбор – Это результат жизни в соответствии со своими высшими ценностями, то есть путь к лучшей жизни. ЖИЗНЕННАЯ ЦЕЛЬ Лучшие люди выбирают цель, которая затрагивает лучшие струны в других. МИССИЯ Жизнь нельзя прожить дважды. Теперь или никогда, поэто...
    Читать далее »

    Утренние вопросы

    Если бы мне осталось жить всего месяц, что бы я делал из того, что делаю сегодня? Что я сделаю сегодня, чтобы почувствовать себя счастливым? Какие прекрасные воспоминания останутся у меня в памяти сегодня? Какие убеждения сделали мою жизнь такой, какая она есть? Во что нужно поверить, чтобы прожить удивительную жизнь? ...
    Читать далее »

    И еще несколько вопросов

    Знать мысли Бога – все равно что знать, как преуспеть в жизни. Глубоко поразмыслив над вопросами этой книги и записав свои ответы в дневник, вы развили в себе привычку анализировать. Поздравляю! Это важнейший навык успешной жизни. Способность к самоанализу и постановке правильных вопросов наряду с пониманием того, как использовать интуицию и природную мудрость, изменит нап...
    Читать далее »

    Путешествия

    Поставьте перед собой цель жить полноценно. Самый печальный итог – оглянуться назад и вопрошать, что можно было бы иметь, если бы… Дорожите своими заветными мечтами, воплощая их в жизнь. Ах, путешествия… Большинство из нас любят путешествовать и страстно стремятся к этому. Мы тоскуем по приключениям в реальной жизни. Хотим посетить удаленные места, узнать культуры, не...
    Читать далее »

    Счастье

    Там, где жизнь бьет ключом, где оживленно и весело, там и ищите свое счастье. Моя шестилетняя внучка Элла однажды зашла в мой офис и уселась в кресло. Она давно слышала, что я занимаюсь коучингом, поэтому я спросил ее: «Не хочешь побыть сегодня тренером и немного поучить других?» Малышка посмотрела на меня, выпрямилась в кресле, и я понял: она готова. Элла спросила: – О ч...
    Читать далее »

    Взаимоотношения

    Любовь Магия Бога выражается через любовь; наивысшая форма любви – бескорыстная помощь другим. Вы когда нибудь смотрели в глаза новорожденного и ощущали восторг, который ребенок приносит в этот мир? Большинство из нас чувствуют исходящую от детей любовь. Мы являемся в мир с любовью и открытым сердцем. С самого детства мы отдаем свою любовь этому миру. Из л...
    Читать далее »

    Ваш комментарий:


    Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.