Самопознание

человеческий потенциал безграничен


  • Targa Florio 1961-1977 История в фотографиях (часть 3)

  • На Обочине… Работы Майка Броди (Mike Brodie)

  • Дорогие друзья,

    Этот год был очень трудный для путешествий в индийских Гималаях. Потребовалось много времени для того, чтобы «прийти в себя» от переживаний и ощущений, а также от открытий, которые были сделаны в результате экспедиций в Малый Тибет в июле и августе 2010 года.

    Итак, я начинаю помещать путевые заметки

    Индия. Гималаи. Сложный путь в Малый Тибет

    Дорожные заметки в сезон муссонов 
     

    Ждали, ждали сезон муссонов на севере Индии и он наступил. Для нас, путешественников, очень не вовремя. Только все собрались за гималайские перевалы, в Малый Тибет, а тут дожди зарядили и дороги в предгорьях Гималаев потекли реками, а тихий Биас, что течет по долине Куллу, превратился в гремящего монстра, который поглотил часть шоссе из Дели в Манали. Образовались многокилометровые пробки. Шоферы машин ждут чуда Может быть, дождь прекратится, а может быть, вода сама по себе схлынет. Стоят на обочинах, никуда не трогаются. А вдруг прорвемся! Мы с друзьями также решили совершить путешествие в Малый Тибет, в долину Спити. Первая группа отправилась на машине из Дели в Наггар. И мы застряли рядом с сердитой рекой. Я звоню своему другу в Куллу и, объясняя ситуацию, спрашиваю, можно ли как-то окружным путем добраться до Наггара, что находится в двух часах от места разлива реки. Мой друг, срывающимся голосом кричит в трубку: - Немедленно разворачивайтесь и поезжайте назад. Там стоять на обочине нельзя. При дожде камни начнут сыпаться с гор. Найдите гостиницу по дороге и переночуйте там. Подождите, не спешите! Жизнью не надо рисковать! Мы развернулись и стали искать гостиницу. Но все уже было занято. Еле-еле нам удалось найти комнатку в придорожном отеле, где мы успокоились, поблагодарили Бога за то, что находимся в тепле и можем поспать в сухой постели, тогда как другие путешественники стоят под дождем на дороге под камнепадом, надеясь, что вода, льющаяся сверху и снизу, успокоится, и им удастся проскочить дальше. Но ночью дождь шел с большей силой. И мы задавали себе вопрос - а удастся ли нам в этот день доехать до Наггара. Каким-то чудом утром движение по дороге возобновилось. И мы без проблем доехали до Наггара. И здесь выяснилось, что вода лилась с небес, не переставая вот уже четыре дня. Дорога в Ладак и долину Спити закрыта. Во многих местах произошли обвалы. Но местные мудрецы утверждали, что дождь прекратится именно в этот день и завтра будет прекрасная погода. И это несмотря на то, что тучи плотно заселили долину богов. Сидеть в гостинице не хотелось и мокрые, мы пытались перебегать с места на место, "шлепая" по лужам и перепрыгивая небольшие ручейки, которые журчали по дорогам. Действительно, к вечеру прояснилось и уставшие от дождя путешественники смогли увидеть закат солнца. На следующий день погода была солнечной и ясной, а следовательно, перевалы могут открыться, через несколько дней и путь в Малый Тибет будет свободен.

    Фото: Марина Филиппова
     
    Штаты Харьяна и Пендажб затопило в начале июля

    Как же нам повезло в первые дни нашей экспедиции! Мы пробрались через размокшие штаты Харьяна и Пенджаб 5 июля, а уже на следующий день великая волна захлестнула дороги, поселки и целые города. Пенджаб или Панджаб в переводе с местного языка (панджаби) означает - "пятиречье".
     

    Воды здесь много, и сам штат является основным поставщиком электричества на севере Индии. Но такого количества воды не выдержали реки Пенджаба, и несколько дней основная трасса Дели-Манали была закрыта. Часть экспедиционной группы прибыла из Дели в долину Куллу раньше, на машине, а часть должна была прилететь на самолете в аэропорт Бунтар, который находится недалеко от административного центра - Куллу. Потому, одна из машин экспедиции должна была приехать позже, девятого июля, чтобы продолжить свой путь в Малый Тибет. В связи с информацией о великом пенджабском потопе, мы уже не надеялись увидеть ее и заранее начали договариваться с местными шоферами. Но к вечеру машина приехала и уставший шофер, качая головой, сказал, что ситуация в Пенджабе сложная и ему пришлось буквально плыть по объездным дорогам, потому что основное шоссе было закрыто. Это нас порадовало. Машина выдержит сложный путь по разбитым муссонами горным дорогам, а шофер оказался большим профессионалом, если смог пересечь затопленный штат. И как мы были правы! Потому что самые главные события и приключения были впереди.

    Фото: http://i.cdn.turner.com/cnn/

    Молчание ягнят или борьба с мафией в аэропорту Бунтар

    Аэропорт Бунтар не работал четыре дня. Но именно к моменту прибытия основной группы экспедиции стояла ясная погода и утром восьмого июля я встречала участников поездки в аэропорту. Мы берем машины обычно из Дели. Я знаю всех шоферов, с которыми уже долгие годы преодолевали вместе препятствия Малого Тибета, высокогорного Лахула, и неспокойного Кашмира. Подъехав в аэропорт и заплатив за стоянку 25 рупий, мы с шофером Джатиндером спокойно ожидали прилета самолета. И, наконец - встреча, объятия, первые эмоциональные рассказы о начале пути. Шофер начал упаковывать багаж, и тут к нам подошел грозного вида молодой индус, который что-то сердито начал говорить Джатиндеру, а тот, в свою очередь, что-то не менее эмоционально отвечал. Затем они вместе проследовали к небольшому столику, который был организован перед посадкой самолета. Издалека было заметно, что разгорается дискуссия. Джатиндер в окружении местных шоферов напоминал заблудившегося путника, который попал в стаю волков. Я подошла к нему и спросила о причине такого поведения местного населения. Оказалось, что машины с номерами других штатов не имеют права обслуживать клиентов в аэропорту долины Кулу, и мы должны заплатить этой группе людей три тысячи рупий (около 70 долларов). - А кто вы такие, где написано о таком запрете и что это за сумма, которую мы должны заплатить? - поинтересовалась я. Тут вся стая волков завыла в один голос, и было трудно разобраться, в чем дело. Но я уловила главную тему этого недоразумения - таков закон профсоюза шоферов долины Куллу. Я позвонила своему другу Раджешвару Паллу, который занимает важный пост в профсоюзном движении этой области Гималаев и он мне поведал, что этот профсоюз превратился в мафиозную структуру, которая везде берет немереные дорожные пошлины и чтобы я вызывала полицию. Надо сказать, что полиция приехала очень быстро. Выслушав нас, господин Шарма направился к группе профсоюзных деятелей. Обнявшись с главным "наглецом", который кричал больше всех и был настолько агрессивен, что касалось, еще немного, и он пустит в ход кулаки, мы поняли - наше дело не правое. Мы не победим. Да, здесь была прописана мафия. Сладким голосом полицейский офицер начал объяснять нам местные правила и убеждать заплатить эти деньги. Я, в свою очередь, спокойным голосом просила показать мне документ, где сказано об этом запрете. Наконец, господин Шарма сдался и согласился проследовать в офис профсоюзов, где мне покажут документ, в котором содержатся все законы. В офисе я просмотрела все бумаги и не нашла ни слова по поводу запрета для машин других штатов обслуживать клиентов в аэропорту и опять позвонила Раджешвару Палу. Тот попросил меня связать его с полицейским офицером. Взяв телефонную трубку, он сначала что-то объяснял моему другу Раджу, затем замолчал, после этого побледнел и, закончив разговор, отошел к волчьей стае. Затем, подошел ко мне, извинился за инцидент. Шоферы также отошли в сторону, с уважением поглядывая в нашу сторону. Главный наглец испарился. Мы смогли продолжить наш путь. Что сказал мой друг полицейскому, я так и не смогла понять. Позже, когда я спрашивала Раджу об этом происшествии, он только отвечал: - Они дураки, не могут понять, что такие инциденты могут закончиться международным скандалом. В Индии есть средства для борьбы с мафией. Мои друзья спокойно сидели в это время в машине, отдыхая от перелетов и после моих рассказов о происшедшем, лениво произнесли: - Ну, стоило ли волноваться по этому поводу. Заплатили бы мы эти три тысячи рупий - копейки по сравнению с поборами в России! Напрасно ты потратила время и нервы. А я думаю иначе. Мы - путешественники молчим. Платим за все. И поэтому Индия становится не дешевой страной для пребывания и познавания. Именно поэтому стало так трудно передвигаться по ее дорогам. Везде надо платить какие-то налоги и сборы. Они повсеместно на севере Индии и никто не может объяснить, сколько же надо заплатить туристу в целом, чтобы попасть из Дели в гималайский городок Манали или Ришикеш. Называют примерную сумму. В Ладаке, например, везде сказано, что можно пользоваться только машинами с ладакскими номерами, потому что это написано в законе штата Джамму и Кашмир. И это понятно. Потому что Ладак живет туризмом только четыре месяца в году. Знают об этом все туристические агентства. Но объяснить многочисленные поборы на дорогах северной Индии никто не может. Страдают путешественники. Потому что цена за арендованную машину возрастает с каждым годом. А дороги не улучшаются. Появляются организованные группировки, которые обирают туристов, ссылаясь на фиктивные законы. И если мы будем молча платить, виновато улыбаясь, мол, не знали, простите, таких группировок будет больше. Мы - не "дойные коровы", а Индия - не нищая страна. Пока здесь удобно путешествовать, но долго ли продлятся эти времена? Происшествие было полезным. Сейчас мы владеем информацией о том, что если путешественники следуют на одной машине по разным штатам северной Индии, они могут столкнуться с некоторыми неприятностями, которые исходят из профсоюзного движения шоферов. А законы они пишут сами, потому не понятно, что можно встретить на пути, следуя по многочисленным районам индийских Гималаев. Арендуя машину, например, в Дели, необходимо узнать у менеджера агентства, какую сумму Вы должны заплатить на дорогах и куда не следует заезжать по дороге. А если трудно понять всю "кухню" оплаты за аренду машины, то следует передвигаться туристическим автобусами, а затем арендовать местную машину, предварительно узнав расценки на передвижения. В профсоюзе шоферов эти расценки есть. В каждом крупном центре рядом с автобусной станцией стоит будка местных профсоюзов, где можно заказать такси в любую точку данного района. Так что, будьте внимательны и счастливых путешествий без происшествий!
    Фото: http://paragliding.in.ua

    Опасные приключения по дороге в Малый Тибет
     

    Дожди только что прекратились, и мы с надеждой смотрели в сторону перевала Рохтанг. Местные жители утверждали, что через несколько дней он откроется. И, действительно, девятого июля пришло сообщение, что Рохтанг открыл свои ворота для движения транспорта в сторону Малого Тибета. Экспедиция по плану должна была продолжить путь десятого июля. Рано утром, в четыре часа, две машины выехали в сторону долины Спити. Настроение было боевое, все ждали встречи со сказочными горами и решением задач, которые каждый поставил перед собой в самом начале пути.
    Павел и Антон Каленовы пять лет тому назад в июне делали попытку посетить долину Спити. Но именно в этот год перевал Рохтанг был открыт только в июле. В то время мы простояли более восьми часов в пробке на перевале Рохтанг и отравленные выхлопными газами возвратились в долину Куллу. За пять лет Павел посетил Ладак несколько раз, Непал, Мустанг, Тибет, а долина Спити в Малом Тибете так и не была "покорена". Конечно, было обидно! И неприветливый Рохтанг вызывал негативные эмоции у моего друга. Для Павла и Антона поездка в Спити, была, на первый взгляд, не сложной. Но перед путешествием у Павла возникло ощущение, что экспедиция будет очень напряженной. Он посетил Калмыкию и Золотой храм Будды, где заказал специальную службу.
    Татьяна была в Малом Тибете семь лет тому назад. Именно с этой поездки началось ее увлечение Гималаями и Тибетом. В последующие годы она посетила несколько раз Ладак, прошла кору вокруг Кайласа, посетила гималайские долины штата Химачал Прадеш, приняла буддизм. Для нее - эта экспедиция была встречей со старыми знакомыми монастырями, ее первой любовью - высокогорным буддистским монастырем линии Сакья - Комиком. Поэтому она в Москве посетила Сакья Тензина Ринпоче и получила благословение. Татьяну также интересовал монастырь Менри и религия Бон. Потому, последний день участники экспедиции должны были провести в бонском монастыре в Доланджи.
    Ирина путешествует по всему миру. Она также прошла кору вокруг Кайласа, приняла буддизм, была в Ладаке и гималайских долинах, а также прошла курс Випассаны в Дхарамсале. В долину Спити она поехала потому, что ни разу не была в этих краях, но много читала об истории Тибета, о царстве Шаншунг, которое распространялось также на территории долин Спити и Кейнора. И еще - она собирает лица по всему миру и уже выпустила первый фотоальбом. Встреча с новыми лицами для фотоколлекции являлась одной из главных ее задач.
    Снежана - молодая девушка, которая в первый раз отправилась в Индию, в Гималаи, в Малый Тибет. И она ничего не знала о преодолениях, возможных препятствий, сложностях маршрута. Хотя читала статьи и понимала, что поездка будет не легкой. Обычно она путешествует без сопровождения. Но здесь, именно потому, что маршрут по высокогорным территориям мог быть тяжелым, она решила присоединиться к экспедиционной группе. И еще - ее интересовал буддизм, и она хотела ознакомиться с ним поближе.
    Общие задачи экспедиции были обозначены так: посетить мумию ламы Тензина и понять цели и задачи подобной практики, посмотреть монастырь Табо с точки зрения истории царства Шаншунг, определить значение поселения и храмов в Нако для регионов двух долин - Спити и Кейнора.
    Итак, мы начали свой путь в долину Спити рано утром десятого июля. Быстро доехали до небольшого местечка Мари и там уже узнали, что перевал Рохтанг пропускает машины очень медленно. Опять случился оползень, который уже два дня не могут остановить. Через некоторое время наши машины поехали дальше, но вскоре остановились в пробке. Было восемь часов утра. Спустя семь часов, медленно продвигаясь по размокшей дороге, первая машина, где находились Татьяна, Ирина и я, подъехала к месту оползня и разрушенной дороги. Вокруг толпился народ, кричал, сверху ссыпались камни, военные расчищали дорогу перед каждой машиной и было очень опасно ехать. Но мы в тот момент даже не предполагали степень опасности. Когда же наша машина, поддерживаемая боевыми выкриками окружающих это место зрителей начала движение через оползень, мы напряглись. Камни сыпались со склона вниз, колеса увязали в грязевой жиже, машина буксовала, а люди кричали еще сильней, показывая наверх. Мы не могли остановиться, потому что каменный поток мог накрыть машину и столкнуть ее в пропасть. Преодолев это опасное препятствие, мы остановились. Зрители аплодировали каждой машине, которой удалось проехать на другую сторону оползня. За нами успели "проскочить" только две машины и склон обвалился. Перевал Рохтан опять был заблокирован. Вторая машина оказалась по другую сторону опасного места. Мы еще надеялись, что дорогу расчистят до темноты и мы воссоединимся. Но в восемь часов вечера, когда стемнело, надежда угасла вместе с солнцем. Павел, Антон и Снежана остались на перевале Рохтанг ночевать.

     

    Спустившись вниз в местечко Коксар, наша команда нашла дхабу (придорожное кафе) и грязную комнату для ночевки. Но мы были рады в тот момент любому крову, где можно было отдохнуть и успокоиться. Надеясь утром воссоединиться, дрожа от холода, участники экспедиции погрузились в неспокойный сон. 

     Марина Филиоппова из индийских Гималаев
     
     
     
     
























  • Targa Florio 1961-1977 История в фотографиях (часть 3)

  • На Обочине… Работы Майка Броди (Mike Brodie)






  • Последние новости


    Дружба

    Все жизненные проблемы приносят с собой золотые самородки мудрости, обнаружить которые помогает истинная дружба. Вы замечали, что есть люди, которые дают вам силы, поднимают настроение и вызывают желание находиться рядом? И те, кто стремится вытянуть из вас энергию, надоедает вам и делает все так, что хочется сбежать. Нас подде...
    Читать далее »

    Советы, способствующие успеху

    ВЫЯВЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ Правильный выбор – Это результат жизни в соответствии со своими высшими ценностями, то есть путь к лучшей жизни. ЖИЗНЕННАЯ ЦЕЛЬ Лучшие люди выбирают цель, которая затрагивает лучшие струны в других. МИССИЯ Жизнь нельзя прожить дважды. Теперь или никогда, поэто...
    Читать далее »

    Утренние вопросы

    Если бы мне осталось жить всего месяц, что бы я делал из того, что делаю сегодня? Что я сделаю сегодня, чтобы почувствовать себя счастливым? Какие прекрасные воспоминания останутся у меня в памяти сегодня? Какие убеждения сделали мою жизнь такой, какая она есть? Во что нужно поверить, чтобы прожить удивительную жизнь? ...
    Читать далее »

    И еще несколько вопросов

    Знать мысли Бога – все равно что знать, как преуспеть в жизни. Глубоко поразмыслив над вопросами этой книги и записав свои ответы в дневник, вы развили в себе привычку анализировать. Поздравляю! Это важнейший навык успешной жизни. Способность к самоанализу и постановке правильных вопросов наряду с пониманием того, как использовать интуицию и природную мудрость, изменит нап...
    Читать далее »

    Путешествия

    Поставьте перед собой цель жить полноценно. Самый печальный итог – оглянуться назад и вопрошать, что можно было бы иметь, если бы… Дорожите своими заветными мечтами, воплощая их в жизнь. Ах, путешествия… Большинство из нас любят путешествовать и страстно стремятся к этому. Мы тоскуем по приключениям в реальной жизни. Хотим посетить удаленные места, узнать культуры, не...
    Читать далее »

    Счастье

    Там, где жизнь бьет ключом, где оживленно и весело, там и ищите свое счастье. Моя шестилетняя внучка Элла однажды зашла в мой офис и уселась в кресло. Она давно слышала, что я занимаюсь коучингом, поэтому я спросил ее: «Не хочешь побыть сегодня тренером и немного поучить других?» Малышка посмотрела на меня, выпрямилась в кресле, и я понял: она готова. Элла спросила: – О ч...
    Читать далее »

    Взаимоотношения

    Любовь Магия Бога выражается через любовь; наивысшая форма любви – бескорыстная помощь другим. Вы когда нибудь смотрели в глаза новорожденного и ощущали восторг, который ребенок приносит в этот мир? Большинство из нас чувствуют исходящую от детей любовь. Мы являемся в мир с любовью и открытым сердцем. С самого детства мы отдаем свою любовь этому миру. Из л...
    Читать далее »

    Ваш комментарий:


    Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.