Самопознание

человеческий потенциал безграничен


  • правовые рассуждения на балконе

  • Разговор Двух Великих Джедаев

  • Обязанности караима в День Искупления - Йом Киппур

     

    Йом Киппур - это День Очищения от грехов и Искупления. Согласно Книге Вайикра\Левит, 23:26-32, этот главный день караимского календаря выпадает на 10-ое число Седьмого лунного месяца[1]. Караимы воздерживаются в этот день от какого бы то ни было производительного труда (работы) и «изнуряют» свои души постом. Ритуал и смысл Йом Киппура изложен в 16 главе библейской Книги Левит, (ср. также Исход, 30:10; Левит, 23:26-32, Левит, 25:9; Числа 29:7-11).

       Нижеследующий отрывок о Йом Киппуре взят из книги «Йериот Шеломо» - «Завесы Соломона» (около 1860-1862, Стамбул), принадлежащей перу Шеломо Афида га-Коген’а, гахам-башы стамбульской и каирской караимских джемаат-общин, публикуется на русском языке впервые с некоторыми сокращениями. При всём влиянии  иудеев-раввинистов и мусульман на этого караимского автора, ощутимом при прочтении этой книги, это оригинальный труд, сохранивший многие исконные караимские обычаи и традиции, опирающиеся как на труды караимов предидущих поколений, так и на филологические и историко-философские познания самого автора. Характерно и то, что гахам Шеломо Афида га-Коген, вслед за всеми авторами средних веков, называет свою религию не караимским иудаизмом или иудейской сектой, а «дат беней микра» или «дат – га - караут», то есть религией караимов, а также  - религией пророка Моисея и остатка библейского Израиля.

    Товий Симонович Бабович, последний русско-египетский гахам (ум.1956), ценил этот труд особенно, зачастую сверяя своё мнение по галахе-шариату караимов с мнением этого стамбульского гахама, о чём свидетельствуют многочисленные комментарии Товия Симоновича на полях книги «Йериот Шеломо».

    Цитаты из Св.Писания даны по традиционному Русскому Синодальному Переводу, слова в квадратных скобках носят характер уточнения смысла или альтернативного перевода на основе контекста и современных словарей к Библии. В случае сомнения, как и во всех других случаях, надлежит обратиться к оригиналу Св. Писания на древнебиблейском языке иврит.

    Посылая одну из своих книг караимам Чуфут-Кале, стамбульский гахам, снабдил его посланиям своим крымским единоверцам, которое мы посчитали возможным  привести здесь:

    «Мир и благословение Всевышнего всем вам, общине преданных Св.Писанию и его заповедям. В союзе братства и духовной любви вы остаток, позванных Богом[2] . О, гахамы и начальствующие, о старейшины и мудрецы, о судьи и надзирающие, о община святая. Краеугольный камень приуготовлен каждой вещи, которая в святости, и любая напасть братьев ваших из другой общины – и ваша напасть тоже. И всеми силами стремимся мы все выйти из невидения к духовному процветанию, и из тьмы -  к свету чистому».

     

      «Один раз в год должно человеку прекратить всякую работу, как и в Субботу, с еще большей скрупулёзностью и тщательностью, чем в Субботу: вечером, накануне Йом Киппура, перед заходом солнца. Обязанность эта проистекает из того факта, что Св. Писание подчёркивает, что всякая работа должна быть прекращена еще вечером – накануне Дня Искупления:

       "И сказал ИЕГОВА Моисею, говоря: 27 также в девятый [вечер] седьмого месяца сего, день очищения[искупления], да будет у вас священное собрание; смиряйте[изнуряйте] души[аппетиты, желудки, нутро] ваши и приносите жертву ИЕГОВЕ; 28 никакого дела [работы] не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем ИЕГОВЫ, Бога вашего; 29 а всякая душа [человек], которая не смирит [изнурит] себя в этот день, истребится из народа своего; 30 и если какая душа [человек] будет делать какое-нибудь дело[работу] в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее; 31 никакого дела[работы] не делайте: это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; 32 это для вас суббота покоя, и смиряйте[изнуряйте] души [аппетиты, желудки, нутро] ваши [постом], с вечера девятого месяца; от вечера до вечера [десятого дня месяца] празднуйте субботу вашу". (Микра\Библия, Книга Вайикра\Левит, 23:26-32).

    Наши учёные гахамы -богословы предыдущих поколений, благословенной памяти-учили нас, что «желательно прибавлять времени от будней к праздникам, ибо святость похвально увеличивать, но не убавлять», что является, конечно же, устрожением обычая. Само это прибавление времени от будней к праздникам называется – «миграш шаббат» - «территория субботы», как мы уже поясняли во второй главе.[3] Нет никакой существенной и принципиальной разницы между оставлением работ в субботу и в Йом Киппур, ибо день этот, как приведено выше, назван – «Суббота суббот». В шестой главе мы объяснили разницу между более строгим воздержанием от работ в субботу[и Йом Киппур\День Искупления] и чуть более лёгким – в праздничные дни паломнических праздников [Песах\Пасха, Шавуот\Пятидесятница, Суккот\Кущи], когда Св. Писание разрешает нам приготовление пищи и всё связанное с трапезой непосредственно в этот день. Но в отличие от субботы, в Йом Киппур не разрешено вкушение трапезы, ибо, как пояснили наши гахамы -богословы, благословенной памяти, «изнурение души – это пост».[4]

    Несмотря на то, что в Йом Киппур нет специального повеления воздерживаться от зажигания огня, как то имеет место быть в отношении субботы, необходимо воздерживаться от этого действия на основании сказанного выше: никакого дела [работы] не делайте в день сей.[5] Богословы предыдущих поколений[6] разрешили оставление огня накануне – вечером перед субботой как меру вынужденной необходимости, так как огонь – источник тепла и света, необходим для нормальной жизни. Но по поводу одного раза в году – в вечер и ночь накануне дня Йом Киппура, эти же самые богословы выразили своё однозначное мнение, что огонь, даже с целью поддержания тепла, оставлять нельзя.[7]

    Вместе с началом Йом Киппура и началом воздержания от всякой производительной деятельности – работы, необходимо начать и пост этим же вечером, накануне [по библейскому календарю - в девятый вечер седьмого лунного месяца от весеннего месяца Исхода из Египта – Авив], на основании сказанного: это для вас суббота покоя, и смиряйте души[аппетиты, желудки, нутро] ваши [постом], что означает, что пост этот должен длиться сутки – с захода солнца девятого дня до захода солнца десятого дня. Библейское выражение «смиряйте души ваши» означает пост – полное воздержание от еды и питья на протяжении этих суток, а так же воздержание от всех удовольствий души и тела[8], и наши богословы понимали этот стих из Св. Писания, что «изнурение души» происходит прежде всего посредством поста и смирения, на основании другого стиха в Псалтири [используещего то же самое выражение] (35(34):13-14):

    "Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу[аппетит, желудок, нутро] мою, и молитва моя возвращалась в недро мое. Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать".

    "И целью подобного «изнурения» является смирение и подчинение духу тех телесных сил человека, которые как раз и насыщаются трапезой, ибо смирение прежде всего в тешува -возвращении на пути Всевышнего, на основании сказанного в Книге Йоэля (Микра\Библия, Книга пророка Йоэля\Иоиля, 2:12-17):

       12 "Но и ныне еще говорит ИЕГОВА: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. 13 Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь [вернитесь] к ИЕГОВЕ Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. 14 Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния ИЕГОВЕ Богу вашему? 15 Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание. 16 Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы. 17 Между притвором и жертвенником да плачут священники [когены и левиты], служители ИЕГОВЫ, и говорят: "пощади, ИЕГОВА, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?"
    Ибо насытившись едою и напившись допьяна, человек приходит к гордыне сердца и высокомерию духа [дословно-наглости духа], как написано у пророка Гошеа (Микра\Библия, Книга пророка Гошеа\Осии, 13:4-6):

     

    4 "Но Я - ИЕГОВА Бог твой от земли Египетской, - и ты не должен знать другого бога, кроме Меня, и нет спасителя, кроме Меня. 5 Я признал тебя в пустыне, в земле жаждущей. 6 Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня".

     Подобное недопустимо в любое время, и уж тем более в День Искупления.
    И весь Израиль[9] обязан придерживаться поста – мужчины, женщины, дети по возможности[10], как написано в Книге Вайикра - и смиряйте[изнуряйте] души [аппетиты, желудки, нутро] ваши [постом]), когда Св. Писание говорит тут во множественном числе, дабы включить в это число всех без исключения. Известно также, что заповедь о посте вообще принадлежит к числу заповедей категории «делай», а заповеди категории «делай» в принципе не ведут к наказанию в случае их невыполнения, но лишь к утрате награды за их невыполнение. В то же время, наказание следует за нарушение заповеди категории «не делай», как говорили богословы предыдущих поколений: «награда – за исполнение заповедей категории «делай», а наказание – за неисполнение заповедей категории «не делай». В данном случае, однако, ввиду того, что основной путь раскаяния этого дня – в посте –Св. Писание поясняет, что тот, кто не выполнит заповедь о посте, понесёт суровое наказание за его неисполнение, как написано: а всякая душа [человек], которая не смирит [не изнурит] себя в этот день[постом] , истребится из народа своего[11] (Левит, 23:29). Смысл обещанного наказания заключается в том, что человек отделяется от своего духовного корня, подобно тому, как ветвь отделяется от дерева и отмирает. А внутренний духовный смысл заповеди «и изнуряйте душу» в это день в посте – воздержании от пищи земной. Вот почему, принадлежа к категории заповедей «делай», наказание за её нарушение, ещё и как за нарушение заповеди «не делай».

    Все обязанности этого дня – прекращение всякой работы, изнурение души постом и полное раскаяние в своих прегрешениях, делают этот день совершенно особым днём года для  Дома Израилева.

    Вот почему день этот называем Днём Искупления, или Днём Искуплений, и богословы наши поясняют почему называем он так и во множественном числе тоже. И причина того, что проступки (грехи) бывают двух разновидностей – проступок неумышленный и проступок  предумышленный. И множественное число говорит о том, что проступки обоих видов – умышленные и неумышленные могут быть искуплены в этот день. Вот почему предписали нам наши богословы выстаивать и простираться ниц на молитве в покаянии весь день, и всё это не просто так, но основано на том, что в библейские времена первосвященник-коген (из потомков Аарона) служил Великую Службу в течение всего этого дня. Во время предрассветного служения совершалось постоянное ежедневное жертвоприношение агнцев, в полдень же проводил он  специальную  церемонию с козлами отпущения, на одного из которых возлагались грехи общины.

     Итак, в этот день весь остаток Израиля обязан с чистым сердцем, с любовью и миром по отношению к ближнему своему, простить друг другу все непредумышленные и умышленные поступки, совершённые в отношении друг друга. Это должно делать и в другое время, но всенепременно в этот особый День Искупления и служения Всевышнему, благословен Он. И следует просить прощения у Него, Превечного, только после того, как попросишь прощения у ближнего своего, и пусть ближний простит тебя, ибо:

     "как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою". (Овадья\Книга пророка Авдия, 1:15б)

     и примет на себя обязательство человек ходить по путям ИЕГОВЫ, как сказано:

    "и будешь ходить путями Его" (Деварим-Второзаконие, 28:9б).

    И пути ИЕГОВЫ – это путь Суда и Прощения, как сказано и пророка:

    "Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. 19 Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши. 20 Ты явишь верность Иакову, милость Аврааму, которую с клятвою обещал отцам нашим от дней первых". (Микра\Библия, Миха\Книга пророка Михея, 7:18-20).

     Пусть Всевышний благоволит к вам, и защитит вас от любой напасти. И со временем путь Он  поднимет престол Дома Давидова и защитит его, в скорости, в наши дни» .




    [1] Караимско-библейский календарный год начинается с весеннего месяца Исхода из Египта – Авив, то есть в первое новолуние того месяца, когда в Св.Земле поспевает ячмень на основе прямой индикации Св. Писания. (примечания мои - h.G.Q)

     

    [2] Парафраз на стих из Дамасского Документа, первого програмного документа ессеев Кумранской  караимской общины, известного караимам и раннего средневековья, то есть еще до обнаружения рукописей Мёртвого Моря. В этом тексте, записанном во 2 веке до н.э (то есть за 1000 лет до Анана бен Давида) Ессеи Кумрана  назвают себя «караимы ИЕГОВЫ», то есть - «позванные Богом» (или другой возможный перевод неогласованного текста древнебиблейского иврита– «зовущие Бога». (примечания мои - h.G.Q)

     

    [3] Многие караимские авторитетные авторы, такие, к примеру, как египетско-израильский гахам Йосеф аль-Гамиль или историк Мурад аль-Кудси, как и некоторые авторы из Турции и Крыма в своих воспоминаниях приводят свидетельство того, что в тех странах, где караимы жили бок о бок с мусульманами, их обычай  был завершать все приготовления к Шаббату ( субботе) накануне в пятницу к астрономическому полудню (т.е. середине дня между восходом и заходом солнца)-времени мусульманской молитвы «джумма», когда мусульманское население, закрыв свои лавки и мастерские, прекращали все дела, стекаясь в мечети на коллективную еженедельную праздничную молитву. Накануне пятничной джумма так же, как и их соседи мусульмане, караимы шли в баню-хамам и надевали свои лучшие одежды. Дом был убран, и пища на весь Шаббат (то есть вплоть до захода солнца в субботу вечером приготавливалась заранее). Ко времени полудня дня накануне Йом Киппура, так же, как и перед Шаббатом, караимы заканчивали и все приготовления к главному дню году – Дню Искупления. Шли в баню и одевались в особые, как правило, белые одежды, символизирующие чистоту. (примечания мои - h.G.Q)

     

    [4] смиряйте души ваши – в оригинале – «вэ-инитэм эт нафшотэхэм» - это идиоматическое выражение, означающие – «изнуряйте ваш аппетит, желудок, нутро». Более подробно, см. мою статью «Дух, Душа, Дыхание» на http://bakhtawiacademy.livejournal.com/2007/11/29/  Там же привожу своё мнение о том, что согласно моему пониманию этого выражения на основе изучения всех авторитетных словарей древнебиблейского иврита, речь тут идёт именно об аппетите, то есть чувстве голода прежде всего, а не чувстве жажды, и, как мне представляется, Св. Писание имеет ввиду именно воздержание от еды, а не от воды. Впрочем, подчеркну, что это моё личное мнение. Большинство ближневосточных караимов говорит о необходимости воздерживаться в Йом Киппур как от еды, так и от питья. примечания мои - (h.G.Q)

                                                    

    [5] Позволю себе усилить утверждение автора простым логическим рассуждением: если Йом Киппур, согласно Св. Писанию –это «суббота суббот», то всё, что запрещено в субботу – тем паче запрещено в Йом Киппур. (примечания мои - h.G.Q)

     

    [6] Лишь начиная с богословов стамбульской школы – Дома Башъяци (Башъячи) и их кодекса «Адерет Элиягу» - то есть не ранее 15 века. (примечания мои - h.G.Q)

     

    [7] Верное для середины 19 века, это мнение сегодня, в эпоху всеобщей электрификации, превратилось, похоже, в анахронизм. Впрочем, среди консервативных ближневосточных караимов вы найдёте и сегодня немало тех, кто приравнивает пользование электричеством в субботу, праздники, и особенно Йом Киппур с целью отопления\кондиционирования воздуха и освещения жилища или кенассы к пользованию огнём. Мне представляется, что каждый караим должен этот (как и другие вопросы) решать на основании золотого изречения, сформулированного в 8 веке богословом Ананом бен Давидом – «тщательно ищите в Св. Писании, не полагаясь ни на чьё мнение», ставшего краеугольным камнем – принципом нашей религии. Моё личное мнение - сформировавшееся как на основании изучения библейских текстов и данных современной науки, так и авторитетного мнения последнего русско-египетского гахама Товия Симоновича Бабовича (ум. в 1956) – сводится к тому, что электричество, будучи направленным потоком электронов, скорее подобно воде, а не огню, и что кнопочка выключателя аналогична крану. Подобно тому, как открытие или закрытие крана в Шаббат не является «работой», также и включение и выключение света или электрического отопления на нарушает покой субботнего дня.( примечания мои - h.G.Q)

     

    [8] Это включает в себя прежде всего воздержание от: посещения театра, концерта, вечеринок и любого развлекательного мероприятия, слушания музыки и пользования телевизором, радио, компьютером дома, а так же воздержание от трапезы и супружеских отношений в этот особый день года. По этой же самой причине не принято у караимов в этот день принимать ванну, ограничившись только душем или обмываением с целью поддержания необходимой гигиены тела. (примечания мои - h.G.Q)

     

    [9] В контексте караимской духовной литературы вплоть до Второй Мировой Войны – Дом Израиля, Остаток Израиля, или просто, Израиль – это обозначение всех караимских общин как диаспоры, так и Святой Земли. Выражение «Дом Израиля» не включало в себя иудеев-фарисеев Талмуда, так как караимские авторы считали их - согласно традиции еще со времён первой караимской общины ессеев Кумрана (см. Дамасский документ из Каирской генизы) -  псевдо- Израилем, отошедшим от правильной веры, а талмудических раввинов -  узурпаторами «трона Моисея». (примечания мои - h.G.Q)

     

    [10] На практике, однако - по всей видимости под влиянием представлений о посте, бытовавших среди соседей караимов - иудеев-фарисеев и мусульман, караимы не распространяли это требование на серьёзно больных, беременных и кормящих женщин, а так же маленьких детей. В любом случае, перед постом можно проконсультироваться у врача. (примечания мои - h.G.Q)

     

    [11] Большинство стихов Св. Писания следует понимать буквально, так как они написаны чёрным по белому, ибо «Тора ИЕГОВЫ проста». Но текст Библии многовековой давности содержит и идиомы, и метафоры, и изредка - переносный смысл. Всё это устанавливается из контекста на языке оригинала. Поскольку буквального исполнения этого предупреждения о наказании не следует, и человек, не постящийся в Йом Киппур не подвергается немедленному наказанию смертью, это выражение следует лучше всего понимать фигурально – то есть тот, кто пренебрегает заповедью поста в Йом Киппур - теряет Божественное благословение, так же, как и в случае с Адамом и Евой, поплатившимися за свой грех ослушания Божественной заповедью не смертью, а изгнанием – физическим и духовным. Неисполнение заповедей ведёт к разрыву духовной «пуповины»  - связи, соединяющей человека с Творцом. (примечания мои - h.G.Q)








  • правовые рассуждения на балконе

  • Разговор Двух Великих Джедаев






  • Последние новости


    Дружба

    Все жизненные проблемы приносят с собой золотые самородки мудрости, обнаружить которые помогает истинная дружба. Вы замечали, что есть люди, которые дают вам силы, поднимают настроение и вызывают желание находиться рядом? И те, кто стремится вытянуть из вас энергию, надоедает вам и делает все так, что хочется сбежать. Нас подде...
    Читать далее »

    Советы, способствующие успеху

    ВЫЯВЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ Правильный выбор – Это результат жизни в соответствии со своими высшими ценностями, то есть путь к лучшей жизни. ЖИЗНЕННАЯ ЦЕЛЬ Лучшие люди выбирают цель, которая затрагивает лучшие струны в других. МИССИЯ Жизнь нельзя прожить дважды. Теперь или никогда, поэто...
    Читать далее »

    Утренние вопросы

    Если бы мне осталось жить всего месяц, что бы я делал из того, что делаю сегодня? Что я сделаю сегодня, чтобы почувствовать себя счастливым? Какие прекрасные воспоминания останутся у меня в памяти сегодня? Какие убеждения сделали мою жизнь такой, какая она есть? Во что нужно поверить, чтобы прожить удивительную жизнь? ...
    Читать далее »

    И еще несколько вопросов

    Знать мысли Бога – все равно что знать, как преуспеть в жизни. Глубоко поразмыслив над вопросами этой книги и записав свои ответы в дневник, вы развили в себе привычку анализировать. Поздравляю! Это важнейший навык успешной жизни. Способность к самоанализу и постановке правильных вопросов наряду с пониманием того, как использовать интуицию и природную мудрость, изменит нап...
    Читать далее »

    Путешествия

    Поставьте перед собой цель жить полноценно. Самый печальный итог – оглянуться назад и вопрошать, что можно было бы иметь, если бы… Дорожите своими заветными мечтами, воплощая их в жизнь. Ах, путешествия… Большинство из нас любят путешествовать и страстно стремятся к этому. Мы тоскуем по приключениям в реальной жизни. Хотим посетить удаленные места, узнать культуры, не...
    Читать далее »

    Счастье

    Там, где жизнь бьет ключом, где оживленно и весело, там и ищите свое счастье. Моя шестилетняя внучка Элла однажды зашла в мой офис и уселась в кресло. Она давно слышала, что я занимаюсь коучингом, поэтому я спросил ее: «Не хочешь побыть сегодня тренером и немного поучить других?» Малышка посмотрела на меня, выпрямилась в кресле, и я понял: она готова. Элла спросила: – О ч...
    Читать далее »

    Взаимоотношения

    Любовь Магия Бога выражается через любовь; наивысшая форма любви – бескорыстная помощь другим. Вы когда нибудь смотрели в глаза новорожденного и ощущали восторг, который ребенок приносит в этот мир? Большинство из нас чувствуют исходящую от детей любовь. Мы являемся в мир с любовью и открытым сердцем. С самого детства мы отдаем свою любовь этому миру. Из л...
    Читать далее »

    Ваш комментарий:


    Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.