Самопознание

человеческий потенциал безграничен


  • правовые рассуждения на балконе

  • Разговор Двух Великих Джедаев

  • В двадцатом веке художники преодолели стремление быть
    учителями,быть посредниками между Богом и людьми.


         Можно ли сказать, что к концу двадцатого века искусство пришло к какому-то итогу?  То, что искусство пришло к какому-то итогу, казалось еще в начале двадцатого века. Но затем, за достаточно короткий срок, машина функционирования искусства, которая выстраивалась столетиями, сломалась. И на ее месте возникла другая машина.
        В двадцатом веке появился зазор между историческим и биологическим временем. Раньше смена культурной парадигмы и смена поколения художников были одномоментными вещами. Вместе с очередным поколением художников уходила эпоха, уходил стиль. А в начале двадцатого века все перемешалось. В одно время жили люди, искусство которых принадлежало разным эрам: импрессионисты, пост импрессионисты, авангард. Потом, в середине ХХ века, появляются немецкие дикие, а Пикассо еще жив, живы Дюшан и Матисс. 
         В связи с этим изменилась система собирания искусства. Раньше сберегалось и коллекционировалось искусство прошлого. Главным человеком на художественном рынке был эксперт, который мог определить, подлинная вещь или не подлинная, кому принадлежит авторство и т.д. В двадцатом веке коллекционирование прошлого было оттеснено коллекционированием работ ныне живущих художников. Появились музеи современного искусства, и главными фигурами арт-рынка стали уже другие эксперты, умеющие угадывать будущее. 
         До двадцатого века художники жили в магическом преклонении перед будущими поколениями. То, как на их работы посмотрят будущие поколения, почему-то считалось куда более важным, чем мнение современников. Эта установка долгое время была просто не обсуждаемой  - потомки поймут! Но как только стали собирать и музеефицировать живых современных художников, выяснилось, что существуют понятные технологии попадания в это будущее. Ведь музей - это место, где вещи не только хорошо сохраняются - они изучаются, им присваивается статус вечной ценности, и, попав туда, ты попадаешь в будущее. 
         И вот тут, на сцену выходит институт художественных кураторов  -  посредников между искусством и будущим. Это люди, которые оценивают, отбирают и классифицируют. Ясно, что они могут ошибаться - у них есть вкусы, пристрастия и антипатии. Однако именно они формируют обойму художников, работы которых надо показывать на выставках, и которые стоит покупать. Это в полной мере относится как к вновь открытым «старым мастерам», так и к современным авторам. Так впервые появилось понятие актуального искусства  -  такого, которое музейные кураторы ценят и поэтому собирают. Значит, чтобы попасть в будущее, будь актуальным, соответствуй этой проблематике.

        Прежняя ускользающая мечта стала достаточно технологичной. 

        Чтобы стало ясно, каков был масштаб потрясения в художественной среде, сравню происшедшее с появлением Церкви в третьем веке. До этого христиане спорили о вере, у каждого было свое видение. Но вот появляется институт Церкви, которая говорит: хватит импровизаций! Есть паства, и есть пастыри. Надо приходить в храмы, исполнять ритуалы, и душа будет спасена. Церковь и ее иерархи стали посредниками между человеком и небом. Конечно, священнослужители тоже люди и тоже могут ошибаться. И если сейчас в Церкви больше неподвижного, чем подвиж- ного, то в те времена от Собора к Собору менялись целые парадигмы. В двадцатом веке что-то похожее начало происходить в художественном мире. 
         История искусства - это развитие некоего единого целого. И современное искусство, с одной стороны, соотносит себя с этой историей как с единым процессом, а с другой - является ее продолжением. Повторять то искусство, которое уже было, нет смысла. История искусства - это как библиотека, в которой много интересных книг. Заново писать любую из них незачем. Существует современный художественный язык. Если художник с его помощью высказывается, это делает его современным. С другой стороны, существует массовое сообщество потребителей культуры, в достаточной мере неграмотное, не мыслящее в современных категориях. В мире эти проблемы формирования рынка потребителей искусства решаются через образование. Для крупнейших западных музеев современного искусства их посещение школьниками просто часть работы, для этого все предусмотрено. 
         Сфера искусства, в отличие от науки, работает с огромной избыточностью. Из-за отсутствия нормальной системы критериев, из-за незнания, что в искусстве хорошо и что плохо, там, где будет достаточно, допустим, пятидесяти научных центров, культурных центров - галерей потребуется пять тысяч. И потребительская элита производит отбор, признавая или не признавая предлагаемые искусством ценности. И уже после них слои опережающего потребления начинают эти ценности осваивать -  через дизайн, через кино, через моду. Но для этого требуется время.
         Современный художник хорошо знает, как попадают в будущее, но разве от этого он обязательно начинает работать по-другому? Нет, по-другому начинают строиться его отношения с другими художниками. Возможность предсказать, каким будет искусство, привела к удивительной вещи  -  современное искусство стало похоже на науку. В двадцатом веке в искусстве начинается "коллективизация", художники включаются в организованную систему. Появляется общий язык современного искусства, с помощью которого можно друг с другом коммуницировать. Если раньше взаимопонимание было частным делом: этот художник и этот художник  -  они друг друга понимают, то теперь появился общий язык, который объединяет всю художественную среду. Благодаря этому объединяется в сообщество большое количество людей, потому что есть общая проблематика и общая дискуссия. И произведение искусства существует уже не само по себе, а как часть этой  дискуссии, оно встраивается в эту систему.

         Думаю, однако, у искусства, в широком смысле слова, есть шансы рвануть, как сто лет назад. Дело в том, что сходит на нет культурный фетишизм, которым до сих пор жило искусство: оригинал стоит миллион, а копия десять долларов. Механизм фетишизма рушится, поскольку техника копирования достигла совершенства, и к тому же на глазах вообще исчезают понятия копии и оригинала  -  современный художник просто перестает мыслить в этих категориях. Конечно, «работы старых мастеров» по-прежнему будут стоить миллионы. Но приобретение таких произведений искусства перейдет уже в категорию капиталовложений, и к развитию искусства прямого отношения уже не имеет. Старый механизм обречен, но так просто он не уйдет, поскольку на его существовании базируется вся художественная инфраструктура, огромное количество галерей, в которые вложены большие деньги. Они не допустят, чтобы он мгновенно исчез, и расставание с этим фетишизмом способно занять двадцать  -  тридцать лет.

    Продолжение следует...

     















  • правовые рассуждения на балконе

  • Разговор Двух Великих Джедаев






  • Последние новости


    Дружба

    Все жизненные проблемы приносят с собой золотые самородки мудрости, обнаружить которые помогает истинная дружба. Вы замечали, что есть люди, которые дают вам силы, поднимают настроение и вызывают желание находиться рядом? И те, кто стремится вытянуть из вас энергию, надоедает вам и делает все так, что хочется сбежать. Нас подде...
    Читать далее »

    Советы, способствующие успеху

    ВЫЯВЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ Правильный выбор – Это результат жизни в соответствии со своими высшими ценностями, то есть путь к лучшей жизни. ЖИЗНЕННАЯ ЦЕЛЬ Лучшие люди выбирают цель, которая затрагивает лучшие струны в других. МИССИЯ Жизнь нельзя прожить дважды. Теперь или никогда, поэто...
    Читать далее »

    Утренние вопросы

    Если бы мне осталось жить всего месяц, что бы я делал из того, что делаю сегодня? Что я сделаю сегодня, чтобы почувствовать себя счастливым? Какие прекрасные воспоминания останутся у меня в памяти сегодня? Какие убеждения сделали мою жизнь такой, какая она есть? Во что нужно поверить, чтобы прожить удивительную жизнь? ...
    Читать далее »

    И еще несколько вопросов

    Знать мысли Бога – все равно что знать, как преуспеть в жизни. Глубоко поразмыслив над вопросами этой книги и записав свои ответы в дневник, вы развили в себе привычку анализировать. Поздравляю! Это важнейший навык успешной жизни. Способность к самоанализу и постановке правильных вопросов наряду с пониманием того, как использовать интуицию и природную мудрость, изменит нап...
    Читать далее »

    Путешествия

    Поставьте перед собой цель жить полноценно. Самый печальный итог – оглянуться назад и вопрошать, что можно было бы иметь, если бы… Дорожите своими заветными мечтами, воплощая их в жизнь. Ах, путешествия… Большинство из нас любят путешествовать и страстно стремятся к этому. Мы тоскуем по приключениям в реальной жизни. Хотим посетить удаленные места, узнать культуры, не...
    Читать далее »

    Счастье

    Там, где жизнь бьет ключом, где оживленно и весело, там и ищите свое счастье. Моя шестилетняя внучка Элла однажды зашла в мой офис и уселась в кресло. Она давно слышала, что я занимаюсь коучингом, поэтому я спросил ее: «Не хочешь побыть сегодня тренером и немного поучить других?» Малышка посмотрела на меня, выпрямилась в кресле, и я понял: она готова. Элла спросила: – О ч...
    Читать далее »

    Взаимоотношения

    Любовь Магия Бога выражается через любовь; наивысшая форма любви – бескорыстная помощь другим. Вы когда нибудь смотрели в глаза новорожденного и ощущали восторг, который ребенок приносит в этот мир? Большинство из нас чувствуют исходящую от детей любовь. Мы являемся в мир с любовью и открытым сердцем. С самого детства мы отдаем свою любовь этому миру. Из л...
    Читать далее »

    Ваш комментарий:


    Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.